Существует убеждение в том, что по мере развития мы движемся ко все большему и большему моральному совершенству. Стремление быть всегда хорошим превращает человека не в этического исполина, а в самодовольного педанта. Скорее, нам следует развиваться в направлении большей чувствительности и к хорошему, и к плохому. — Ролло Мэй.
Мне тоже раньше казалось, что моя жизнь — это сплошной подъем, и я буду все круче и проработанней, изгоню все вредные привычки, лень, гнев и пр. Я стану супер-дзен-вумен и никто не нарушит мою гармонию. Ом.
Только оказалось, что тем самым я пыталась игнорировать живущую во мне силу и избежать ответственности за ее применение. Во всех нас есть сила, и отрицать это просто опасно. Тогда мы становимся детьми с камнем в руке, который можем кинуть в человека и потом сказать «я не знал, что ему будет больно».
Думали ли вы когда-нибудь «я такой безобидный/слабый/спокойный, я никому не могу навредить»? Подобные мысли и есть стена в осознании нашего реального потенциала. Эта стена называется — невинность. Именно невинность не дает увидеть нашу двойственную природу.
Уверена, все сталкивались с такими людьми. Они вроде все такие хорошие, правильные и делают добрые поступки, но почему-то так раздражают своим присутствием. Именно их псевдоневинность или наивность, которая уже никак не сочетается с их возрастом вызывает у окружающих спектр чувств от раздражения до ненависти.
В произведении Германа Мелвилла «Билли Бадд» главный герой умирает от своей наивности. Билли матрос-новичок, который не хочет замечать враждебного отношения к себе старшины. И хотя его об этом предупреждают, Билли видит только то, что хочет видеть — старшина всегда при встрече говорит ему добрые слова. Хотя это всего лишь часть подкупа. В итоге старшина Клэггарт доносит на Бадда и последнего вызывают к капитану. В момент когда игнорировать реальность уже не удается Билли оглушен и, не найдя слов, чтобы противостоять, бьет старшину так, что тот падает замертво. За свой поступок матроса приговаривают к казни.
Эта история показывает как опасна может быть невинность. Как трагично это может закончиться для всех.
Что же делать?
Р. Мэй пишет о большей чувствительности как к плохому, так и к хорошему. Я понимаю это так, что мы должны развивать способность чувствовать хорошее и плохое в окружающих, быть зрячими и значит способными противостоять. А также лучше чувствовать хорошее и плохое в себе, а значит беречь окружающих, осознанно реагируя на обстоятельства. Мы сильные и мы ответственны за то как проявляем себя в отношениях.
Это осознание имеет много доп. бонусов, один из них — это способность принять другого в его несовершенстве, и это тесно связано с прощением.
Тот факт, что добро и зло находятся в каждом из нас, лишает всех нас права на моральное высокомерие. Никто не вправе настаивать на своем моральном превосходстве. И это ощущение ограничения дает начало возможности прощения.