Тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека.
Серен Кьеркегор
Наша жизнь полна тревоги — это нормально. Хотя мы привыкли думать о тревоге как о чем-то что нужно в себе подавлять, контролировать или прорабатывать.
Тревога становится невротической только в том случае, когда лишает человека возможности двигаться вперед, сужает пространство его жизни (подробнее здесь).
Если же человек способен встретиться со своей тревогой и двигаться вперед, несмотря на тревогу — он обретает себя, становится самим собой. Человек становится свободным.
Свобода понимается Кьеркегором как возможность. Мы все стремимся к чему-то, возможности влекут нас. Но между нашими мыслями о возможностях и их реализацией стоит тревога.
Мы все были детьми, а значит проходили свой путь к свободе через тревогу. Сначала, будучи младенцами и не осознавая себя, мы жили в гармонии с окружающим миром. Ближе к 2-3 годам начинает появляться самосознание и мы можем делать сознательный выбор. Шквал чувств от своих возможностей, от ответственности, которая сопровождает наши действия и вызывает возрастные кризисы. Тревога становится осознанной, а ребенок может отчасти сам направлять свое развитие.
Путь ребенка — это дорога со встречным ветром. Он постоянно натыкается на сопротивление окружающего мира, ему угрожают одиночество и бессилие. Ведь, чтобы стать собой ему часто приходится идти на конфликт. И дети поистине храбрые люди, потому что идут, несмотря на.
Желание стать самим собой — подлинное призвание человека.
С. Кьеркегор
По мнению Кьекегора «Я есть свобода» (море возможностей), а значит точно определить себя мы не в состоянии. Поэтому поиски самих себя такие мучительные и тщетные, что в итоге многие отказываются от этого желания. Подменяют это желанием стать кем-то другим, стать «социально одобряемым», «приличным» человеком. Кто-то наоборот желает быть собой в знак протеста и в этом он тоже не может достичь подлинности.
Вообще сознание, то есть осознание самого себя — это основополагающее качество Я, чем больше осознания, тем больше Я.
Мы можем в большей мере быть собой когда осознаем себя в каждый конкретный момент времени. Осознаем свои чувства и желания и действуем в соответствии с ними. В этом проявляется наш осознанный выбор, наша свобода, а значит и тревога (перед последствиями, ответственностью). Получается, что свобода зависит от того, как человек относится к себе в каждый момент своего существования.
В ситуации осознанного выбора мы часто находимся в состоянии борьбы. Как поступить? Готов ли я к последствиям? Что будет если я это сделаю/не сделаю? Так и проявляется тревога, в основе которой лежит конфликт. И так можно разделить нормальную и невротическую тревогу: если человек все же движется вперед несмотря на конфликт, то мы имеем дело с нормальной тревогой; если же замыкается в себе, ограничивает свободу, то тревога невротическая.
Итак, «тревога существует там, где есть возможность творить — творить самого себя, стремясь стать собой, а также быть творцом в бесчисленных повседневных делах». Тревога сопровождает нас когда мы выбираем свободу — будь это общение с людьми, создание картины или музыки, а может танцы посреди улицы.
Тревога всегда рядом с нами и наше счастье отчасти и в том, чтобы научиться жить в таком соседстве.