Садистско — мазохистикие отношения

Я буду властвовать над тобой, потому что завишу от тебя – я буду подчиняться тебе, потому что это дает мне силу. 


Что нужно знать о садистах и мазохистах? 

Не бывает только садистов и только мазохистов. Это всегда смешение обеих тенденций в одном человеке. Это всегда про слабость, а не про силу (и в случае с людьми, у которых садистские тенденции выражены сильнее мазохистских). 

Но, все по порядку. 

Эрих Фромм глубоко анализировал «садистско-мазохистский характер», как он его назвал. 

Формы проявления мазохистских тенденций. 

Эрих Фромм выделяет «чувства собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности» как наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций. Но, это не просто осознание своих реальных недостатков, это стиль жизни, выражающийся в постоянном принижении себя, в зависимости от других людей, природы. 

«Они стремятся не утверждать себя, не делать то, чего им хочется самим, а подчиняться действительным или воображаемым приказам этих внешних сил. Часто они попросту не способны испытывать чувство «я хочу», чувство собственного «я». Жизнь в целом они ощущают как нечто подавляюще сильное, непреодолимое и неуправляемое.» – пишет Фромм. 

Конкретно эти тенденции могут проявляться в форме: 

  1. навязчивых мыслей и ритуалов 
  2. склонностью к частым и хроническим заболеваниям 
  3. постоянной самокритики 
  4. причинении себе вреда 
  5. наркотической и алкогольной зависимости 
  6. поклонении внешней силе: человеку, богу, нации 
  7. самоубийстве. 

Боль и страдание — это не цель к которой стремится человек. Это цена, которую он платит за желание обрести внутренний покой и мир, но никогда не получает желаемого. 

Так как сознательно мазохистские тенденции часто ощущаются как патологические и бессмысленные, то они рационализируются, и тогда «мазохистская зависимость выступает под маской любви или верности, комплекс неполноценности выдается за осознание подлинных недостатков, а страдания оправдываются их неумолимой неизбежностью в неизменимых обстоятельствах.» 

Что движет мазохистом? 

«Все разнообразные формы мазохистских стремлений направлены к одному: избавиться от собственной личности, потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы.» 

И тут есть два пути, по которым может пойти человек: уничтожать собственное «я» или превратиться в часть чего-то большего, попытаться раствориться во внешней силе и стать ее частью. 

Если человек идет по первому пути, то он пытается преодолеть чувство одиночества и ничтожности: «отказываясь от своего «я» (в психологическом смысле); для этого он принижает себя, страдает, доводит себя до крайнего ничтожества. Но боль и страдание — это вовсе не то, к чему он стремится; боль и страдание — это цена, он платит ее в неосознанной надежде достичь неосознанную цель. Это высокая цена; ему, как поденщику, влезающему в кабалу, приходится платить все больше и больше; и он никогда не получает того, за что заплатил, — внутреннего мира и покоя.» 

И тут речь о мазохистском извращении, когда чувство физической боли или беспомощности вызывает возбуждение и удовлетворение мазохиста. Но, часто мазохисту нужна лишь «моральная слабость» — чтобы к нему относились как к маленькому ребенку или унижали и оскорбляли. 

Если человек выбирает стать частью силы, которую он считает непоколебимой, вечной и прекрасной он становится причастным к ее силе. «Индивид целиком отрекается от себя, отказывается от силы и гордости своего «я», от собственной свободы, но при этом обретает новую уверенность и новую гордость в своей причастности к той силе, к которой теперь может себя причислить… Он избавлен от окончательной ответственности за свою судьбу, а тем самым и от сомнений, какое решение принять. Он избавлен и от сомнений относительно смысла своей жизни, относительно того, кто «он». Ответы на эти вопросы уже даны его связью с той силой, к которой он себя причислил; смысл его жизни, его индивидуальная сущность определены тем великим целым, в котором растворено его «я».» 

Формы проявления садистских тенденций. 

Современный термин абьюз как раз описывает эти проявления: жестокость, унижение, причинение вреда другим людям. 

Наиболее существенным проявлением садизма по мнению Э. Фромма является жажда власти. 

«Разумеется, власть над людьми является проявлением превосходящей силы в сугубо материальном смысле: если в моей власти убить другого человека, то я «сильнее» его. Но в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Власть — это господство над кем-либо; сила — это способность к свершению, потенция… Власть — это извращение силы, точно так же как сексуальный садизм извращение половой любви.

Садизм тоже нередко выступает под маской любви. Управляя другим человеком, можно утверждать, что это делается в его интересах, и это часто выглядит как проявление любви; но в основе такого поведения лежит стремление к господству.»

– утверждает автор. 

Что движет садистом? 

Если свести все формы садизма к одному основному стремлению, то его можно сформулировать как желание «полностью овладеть другим человеком, превратить его в беспомощный объект своей воли, стать его абсолютным повелителем, его богом, делать с ним все, что угодно.» 

Э. Фромм выделял три типа садистских тенденций: 

  1. стремление поставить других людей в зависимость от себя и приобрести полную и неограниченную власть над ними, превратить их в свои орудия. 
  2. стремление не только иметь абсолютную власть над другими, но и эксплуатировать их, использовать и обкрадывать. Эта жажда может относиться не только к материальному достоянию, но и к моральным или интеллектуальным качествам, которыми обладает другой человек. 
  3. стремление причинять другим людям страдания или видеть, как они страдают. Страдание может быть и физическим, но чаще это душевное страдание. Целью такого стремления может быть как активное причинение страдания — унизить, запугать другого, — так и пассивное созерцание чьей-то униженности и запуганности. 

Так как садисткие тенденции более разрушительны по своей природе они чаще вытесняются из сознания и бывают полностью скрыты по маской «сверхдоброты» и «сверхзаботы» о других. 

Одни корни 

Фромм видел одну природу столь разных тенденций – это потребность в симбиозе. Симбиоз – это такие отношения двух человек, в которых каждый теряет свое «я»  и полностью зависит от другого. 

«Садист так же сильно нуждается в своем объекте, как мазохист — в своем. В обоих случаях собственное «я» исчезает. В одном случае я растворяюсь во внешней силе — и меня больше нет; в другом — я разрастаюсь за счет включения в себя другого человека, приобретая при этом силу и уверенность, которой не было у меня самого. Но стремление к симбиозу с кем-либо другим всегда вызывается неспособностью выдержать одиночество своего собственного «я». И тут становится ясно, почему мазохистские и садистские тенденции всегда связаны и перемешаны одна с другой. Внешне они кажутся взаимоисключающими, но в их основе лежит одна и та же потребность. Человек не бывает только садистом или только мазохистом; между активной и пассивной сторонами симбиотического комплекса существуют постоянные колебания, и зачастую бывает трудно определить, какая из этих сторон действует в данный момент, но в обоих случаях индивидуальность и свобода бывают утрачены.» 

Садомазохизм или любовь 

«Очень часто — и не только в обыденном словоупотреблении — садомазохизм смешивают с любовью. Особенно часто за проявления любви принимаются мазохистские явления. Полное самоотречение ради другого человека, отказ в его пользу от собственных прав и запросов — все это преподносится как образец «великой любви»; считается, что для любви нет лучшего доказательства, чем жертва и готовность отказаться от себя ради любимого человека. На самом же деле «любовь» в этих случаях является мазохистской привязанностью и коренится в потребности симбиоза. Если мы понимаем под любовью страстное и активное утверждение главной сущности другого человека, союз с этим человеком на основе независимости и полноценности обеих личностей, тогда мазохизм и любовь противоположны друг другу. Любовь основана на равенстве и свободе.»

– писал Э. Фромм в своей книге «Бегство от свободы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *